anty_big_game (anty_big_game) wrote,
anty_big_game
anty_big_game

Языком кино: про освобождение Крыма, турецкий след и татарских карателей

Оригинал взят у drakonit в Языком кино: про освобождение Крыма, турецкий след и татарских карателей
Пересмотрел недавно художественный фильм «Третий удар» об освобождении Крыма. Как раз события показаны, происходившие на нашей земле в апрельские и майские дни. Только далекого 1944 года…

Фильм снимался в 1948 году, при жизни Сталина, поэтому, там, конечно, неизбежен этакий мудрый, добродушный и слегка лукавый, в общем «няшный» и «кавайный» сказочный «вождь и учитель», разрабатывающий удары по врагу, знающий поименно немецких генералов и поучающий наших маршалов как планировать операции. Кстати, в годы хрущевской оттепели фильм был перемонтирован, из него были изъяты эпизоды с участием Сталина, а картину переименовали в «Южный узел» и выпустили новым тиражом в 1965 году, что главной идее фильма не помешало.

Фильм интересен использованием реальной боевой техники того времени (ну так война закончилась тремя годами ранее). Там и Т-34 в большом количестве, причем и аутентичные с 76-миллиметровыми оружиями, а не только традиционные для кино Т-34-85 длинноствольные, которые только к весне 44-го года стали в войска поступать, и самоходки наши, и немецкие танки, орудия, шестиствольные бомбометы, автомобили различные вполне аутентичные.

Да и сниматься в фильме могли те офицеры и солдаты, которые 4 годами ранее реально освобождали Крым. По словам людей военных, и штурмующие и обороняющиеся действуют в фильме грамотно. Ибо консультанты в фильме были те самые, кто реально освобождал Крым. А не гламурные стилисты. Попалось мнение что «в фильме местами буквально до запятой иллюстрируется "Наступление стрелковой дивизии с прорывом подготовленной обороны противника".

Причем сражения показаны не в духе «наши пошли в атаку и всех победили», а вполне драматично. Скажем показано неудачное наступление на Крым наше в 1943 году, когда пятятся и горят ворвавшиеся в Крым советские танки. И очень берущий за душу штурм Сапун-горы, когда один за другим падают бойцы, несущие штурмовое знамя, и его перехватывают новые и новые солдаты, и снова падают на каменистые склоны. Причем остатки колючей проволоки, воронки, окопы, осколки в кадре могут быть как декорациями, так и остававшимися тогда на склонах Сапуна с 1944 года.

Еще один очень интересный и важный аспект: в фильме представлены виды Крыма того времени – Сиваш, Перекоп, Чатырдаг, Ялта, центральный Крым в весеннем цвету, села. Сапун-гора – в 1948 году еще пустая, без зелени, и мемориалов. И опять же люди, которые и во время войны тут жить могли. В эпизодах они встречают советские войска, как в реальности могли встречать четырьмя годами ранее.

Интересно, что снятый при Сталине фильм не давит марксизмом-ленинизмом, революцией, партией и прочим агитпропом. Тут этого просто нет. Солдаты и офицеры говорят о доме, о войне, рассуждают о значении Крыма, о роли пехоты. Матрос, прошедший оборону 1942 года, в исполнении замечательного Марка Бернеса произносит фразы «Без Крыма России нет!» (России, а не СССР. И это в 1948 году) и «Мы отстроим тебя, родной Севастополь».

А немецкие генералы вполне здраво рассуждают о значении Крыма, как огромного аэродрома, контролирующего Черное море, и о политическом значении полуострова.

Но есть еще один интересный нюанс, касающийся татарских коллаборационистов.

Вот два любопытных момента из фильма.

Первый эпизод. Начало 1944 года: Какой-то прием у немецкого командующего в Крыму. Турецкий представитель Мюстегиб Фагиль заявляет немецким генералам, что в Крыму «находятся сотни тысяч моих единоверцев – крымских турок или как, их называют татар, которые счастливы будут влиться в лоно народов Турции». Он же заявляет, что турки мечтают о поражении и уничтожении русского (опять же не советского) народа. И даже призывает гитлеровцев уничтожить каждого второго русского.

Фагиль, кстати, вполне исторический персонаж. Ярый пантюркист. Официально – журналист. Под этим прикрытием - агент турецких спецслужб, которому еще в 1941 году дали задание «помочь германской разведке установить связи с антисоветскими элементами в Крыму» (читай с татарским подпольем).

Второйэпизод. Май 1944 года: Немцы драпают к мысу Херсонес. На дороге у заглохшей машины ругаются румынский генерал Теодереску и тот самый турок Фагиль. Турок грозится, что у него тут «тоже есть солдаты».

На что румын возмущенно кричит: «Не смейте называть ваш татарский сброд из карательных отрядов солдатами. Они воевали только с женщинами и детьми!»

В ответ турецкий журналист (!) отдает приказ и татары в немецкой форме (плохо видно, но вроде бы молнии эсесовские мелькают у них) сбрасывают заглохший автомобиль румына с дороги.

При этом над судном, вывозящим татарских карателей в немецкой форме, турок приказывает поднять турецкий флаг.

Эпизод с турецким флагом исторически, скорее всего, сомнителен. Но вот интересна четкая, дважды оговоренная, привязка татарских карателей к Турции, их прямое руководство турками и намек на послевоенное покровительство турок беглым татарским нацистам. Ведь могли бы в фильме просто этих карателей показать как пособников гитлеровцев. Но вот к туркам отнесли. Подчеркнув это. Любопытно.

Кстати как раз в 1948 году турецкие спецслужбы с татарскими радикалами работали уже. Так именно в этом году некий крымский татарин (или пользуясь фразеологией фильма крымский турок) Измайлов - дезертир из советской армии, нацистский каратель, бежавший на запад, был доставлен в Турцию, где его завербовала турецкая разведка. Под руководством офицера турецкой разведки Измайлов получил обстоятельную подготовку для ведения подрывной работы на территории СССР. Измайлов был заслан из Синопа под видом рыбака на специальной моторной лодке в район Алушты с рацией и оружием. Взяли его уже в 50-х в Молдавии.


В то же время на турок мог работать и беглый эсесовец Дагджи, которого сегодня в Крыму в федеральном вузе пытаются чествовать как «великого татарского писателя».

И еще раз обращу внимание на вложенные в уста румынского генерала (кстати, он в фильме из всех врагов наиболее симпатичен – думающий, переживающий, осознающий бессмысленность нахождения румынских войск в Крыму) слова о «татарском сброде из карательных отрядов», который «воевал только (!) с женщинами и детьми».

Тоже ведь не случайно. Фильм снимался через 3 года после окончания войны. Воспоминания о реальных событиях были очень свежими. И вот сценарист, работавший с реальными свидетелями, документами, хроникой, прямо и жестко напоминает именно о татарских карателях и их действиях против мирного населения. Даже не против партизан. При том, что даже о немецких зверствах в Крыму ничего в фильме нет.

Интересно, нынешние перекрасившиеся меджлисовцы (кто не знает – меджлис – современная радикальная татарская группировка, претендовавшая на татарско-турецкий Крым) в крымской власти, которые рвутся запретить «разжигающие рознь» и «очерняющие» исторические свидетельства и этот фильм запретить попробуют или переделать потребуют?

А хорошо бы в эти дни, когда праздную освобождение городов Крыма от гитлеровского «евросоюза» показать в школах и вузах этот фильм. Прежде всего детям показать. Ну и всем остальным. Может тогда перекрасившиеся потомки тех самых карателей меньше будут скакать и вопить про свою «депортацию». Или, по крайней мере, их меньше будут слушать. А больше вспоминать какой ценой достались свобода и мир Крыму в далеком 1944 году.

А вот и сам фильм в первоначальном его варианте 1948 года:

Tags: Великая Отечественная, Крым наш
Subscribe

Posts from This Journal “Крым наш” Tag

promo anty_big_game january 8, 16:50 22
Buy for 10 tokens
Брошюра ИГИЛ — УГРОЗА ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ! Но речь немного не о том! Содержание данной статьи не рекомендуется просматривать детям и людям со слабой психикой! Любой терроризм не возникает на пустом месте.Для начала, спонсорами терроризма подыскивается всё, что в данном случае, может…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments