![](https://lh3.googleusercontent.com/-i70IgKPgryU/Wuk9wLLmkgI/AAAAAAAAAGw/PozKBxhOpjEXDfpaw6wPtpU_aPXvn9knACHMYCw/s0/images.jpg)
Автору этих строк посчастливилось встретить удивительного человека, капитана 1-го ранга Энгеля Петровича Карпеева. Карпеев был участником двух парадов 1945 года на Красной площади в Москве.
Всем известен Парад Победы 24 июня 1945 года. Но почти на два месяца раньше, 1 мая 1945 года, был еще один парад, который задумывался как победный. Накануне Первомая предполагалось, что в этот день будет взят Берлин. На самом деле сопротивление немцев в Берлине прекратилось рано утром 2 мая.
Курсант Энгель Карпеев учился в это время в Ленинграде на третьем курсе Высшего военно-морского инженерного училища им. Ф.Э. Дзержинского. В середине апреля 1945 года курсантам объявили, что в Москву от училища отправляют роту для первомайского парада. Карпеев добился, чтобы и его включили в эту роту. Там были и курсанты Высшего военно-морского училища им. М.В. Фрунзе.В Москве на Болотной площади сразу же начались ежедневные строевые занятия, прохождения шеренгой и т.д. Все чувствовали, что фашистская Германия вот-вот будет разгромлена. Это было дело нескольких недель, а потом и дней.
Курсантов разместили в казармах у станции метро «Сокол». Дали им 20 американских грузовых студебекеров бело-синей окраски. На передней машине водрузили военно-морской флаг. Когда колонна двигалась по Москве, это производило незабываемое впечатление.
В шеренге было по 20 человек, и таких шеренг десять. Так выглядела парадная «коробка». Их было две такие, военно-морские. На плече каждого курсанта висела винтовка. Такое рвение на занятиях по строевой подготовке вряд ли ощущалось когда-либо еще. Знали уже, что парад будет в честь взятия нашими войсками Берлина.
День 1 мая был удивительным, солнечным, теплым. Проходя мимо Мавзолея, все, конечно, смотрели на Сталина. Он был в маршальской форме, без шинели. Это был, собственно, парад Московского гарнизона, столичных училищ и без участия военной техники. Прошел он довольно быстро. Морских курсантов остановили на площади Ногина. Потом им сказали, что они пойдут по улице Горького до Пушкинской площади, где будет небольшой привал, а потом двинутся к Белорусскому вокзалу.
— Настроение было необыкновенным, -рассказывает Энгель Петрович. — Казалось, что после Победы жизнь будет совсем другой, все будет достижимым. Повсюду гремел «Марш энтузиастов». Его пели и мы, и тысячи москвичей, которые заполнили улицу Горького. Я никогда больше ни до, ни после не испытывал такой полноты счастья, как тогда. Мы все ждали этого дня — и он пришел…
Колонне курсантов было трудно двигаться среди тысяч людей. Нашу шеренгу переместили вперед и построили клином, чтобы можно было продвигаться. Москвичи передавали нам огромное количество цветов. А мы раздавали их девушкам на улицах. Добрались, наконец, до Белорусского вокзала. Там нас ждали наши студебекеры, и мы поехали в свои казармы у «Сокола». А вечером нас отпустили в увольнение. Я разыскал мать и младшего брата, которые уже вернулись из эвакуации. Отец же воевал на фронте.
![](https://lh3.googleusercontent.com/-ucF-OcZptoU/Wuk-Agug8II/AAAAAAAAAG4/NtcpK_W2AnIrbM7LvX-oeXQc2Ln77PU6wCHMYCw/s0/images.jpg)
На следующий день утром по радио сообщили, что Берлин капитулировал. До 9 мая была еще целая неделя. Но вся Москва уже ликовала. Вечером на небе сквозили праздничные прожектора. Подсвечивались флаги и транспаранты. На Красной площади шло настоящее гулянье.
… В июне 1945 года всех тех курсантов, кто был на параде 1 мая, повторно отправили в Москву. Снова строевая подготовка, даже по ночам. А потом Парад Победы 24 июня. Он уже был большим, с участием техники. Энгель Петрович Карпеев вспоминает:
— Никогда не забуду, как от Спасской башни выехал маршал Жуков, а ему навстречу маршал Рокоссовский на красавцах конях. Наш батальон проходил последним, после парадных расчетов всех фронтов и всех флотов. А за нами шла специальная знаменная рота, солдаты которой бросали на деревянный помост около Мавзолея фашистские знамена. Эти кинокадры часто показывают по телевидению. И я нахожу в последней шеренге морских курсантов свою спину, пятую слева. Было мне тогда 20 лет…
![](https://lh3.googleusercontent.com/-vo2_Mpv8VtI/Wuk-gpebdEI/AAAAAAAAAHA/3NOWr_u2OL0WmMLpSBYrbKp8UTQxTCNwQCHMYCw/s0/images.jpg)
Прошло более 70 лет со дня Победы. Мало осталось тех, кто был взрослым тогда. Время неумолимо. Нам, нынешним, трудно подчас осмыслить величие подвига народа и его армии, которые в первой половине 1940-х годов спасли наше Отечество, наше будущее и нас самих. Будем же помнить, какой ценой досталась нам эта Великая Победа.
Василий Мицуров, кандидат исторических наук
P.S. Указом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года первыми городами-героями были названы Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса.
Источник
Journal information