Не раз и не два в узком кругу друзей мы обсуждали вопрос: что случилось с жителями Украины в 2014 году? Как вышло, что миллионы людей заболели русофобией? Ненавидят все русское те, кто являются русскими по происхождению, кто связан с Россией какими-то кровными узами; говорящие на русском языке, половину жизни проработавшие в России. Не упоминаем даже сейчас о том, что еще в начале 20 века вообще все жители Малороссии считали себя русскими. Впрочем, как дошло до того, что теперь слово «русский» на Украине стало ругательным, есть вопрос более внешний, касающийся пропаганды и манипуляции сознанием. Здесь траекторию развития событий нетрудно проследить – кто какой проект запустил, откуда финансирование, на каких струнах души сыграли и прочее. В прицеле же нашего разговора будет русофобия не как идеология, а как повреждение человеческого духа, рождающее таких звероподобных существ, как бойцы батальона «Торнадо». Это какая-то страшная внутренняя порча, из-за которой украинствующий сын разрывает отношения с отцом-русофилом, а дочь в Украине перестает звонить матери в Россию. И тут построить причинно-следственную связь уже гораздо сложнее.
Да, понятно, многие годы людям промывали мозги, внедряли разные мировоззренческие схемы, меняли сознание. Как у Хаксли в «Дивном мире» - по ночам стены нашептывают необходимые жизненные установки, что нужно любить, а что ненавидеть. Подобный шепот был слышен все годы существования «нэзалэжной», а сегодня уже перешел в истерический вопль. Но в том-то и дело, что некоторые заболели, а некоторые нет. И вот здесь очень трудно отыскать какую-либо закономерность – почему один сошел с ума, а другой остался здоровым. Ситуация не укладывается ни в какие рамки.
Например, поначалу я думал, что волна русофобии есть проверка для нашей веры. Дескать, глубоко верующего человека никакая идеологическая зараза не коснется. И ошибся! Заболели священники, монахи, епископы. Сам знаю многих людей, искренне верующих, много сделавших для Церкви, тружеников и альтруистов. Они продолжают труд и сейчас – но в отношениях с Россией осознают себя Авелями, а русских - Каинами. Готовы за Церковь жизнь отдать, но только за УПЦ, а не РПЦ. О том, что это вообще-то одна Церковь, попробуйте только сказать. Сильно нарветесь.
И в то же время есть сколько угодно неверующих, сохранивших ясное сознание. Атеисты еще советской выучки, или просто равнодушные к религии люди, которые с самого начала поняли разрушительную суть Майдана и лакейскую роль его лидеров. Христиане не разобрались, неверующие разобрались. Удивительно, но факт. Поэтому сама по себе вера в Бога не застраховывает человека от внутренних повреждений. Важно качество этой веры – а такие вещи только Бог может оценивать.
Потом мне казалось, что украинская русофобия есть проекция человеческих страстей на политическую ситуацию. Допустим, у кого-то превалирующая страсть – гордость. Вот тебе, в таком случае, идея о древней европейской нации украинцев. Ты европеец и подлинный славянин, а русские – какие-то непонятные финно-угры. Гордись! И борись за независимость, конечно. Или, например, в человеке главенствует страсть сребролюбия. Вот тебе тогда обещание о фантастических зарплатах, о том, что в твоей жизни все будет «евро» - от шикарной квартиры до личного вертолета. Но для этого необходимо полностью оторваться от «варварского» русского мира, иначе вовек вертолета не видать. И если вертолета до сих пор нет, в этом виновата Россия и русские.
Однако, и здесь я ошибался. Среди украинствующих есть, условно говоря, бесстрастные люди, которым ничего особого не надо. Они служители идеи, иногда холодные и умные, как Великий Инквизитор, а иногда горячие и наивные, как декабристы. Пожалуй, они даже как первые коммунисты - готовы проложить своими трупами дорогу в светлое будущее. Для грядущих потомков, так сказать. Мне кажется, что в этом тоже сказывается русский человек. Это ведь типичные «русские мальчики» Достоевского, только безнадежно обманутые, вроде офицерика Эркеля из романа «Бесы». Тут в основе проблемы лежат не страсти, а обычная глупость и незнание истории. «Русскими мальчиками» в очередной раз пользуются, вот и все. Не первый раз, и наверное не последний.
Еще мне думалось одно время, что все зависит от воспитания, места рождения. Оказалось – нет, ничуть. Вот западенец, оставшийся совершенно нормальным человеком, а вот уроженец Донбасса, приветствующий друзей бандеровским возгласом. Да что там уроженец Донбасса! Вот известный московский историк, признающийся, что Бандера вызывает у него глубокое уважение, а вот моя полуграмотная 90летняя бабушка из западной Украины, видевшая зверства бандеровцев своими глазами. При слове «бандеровцы» она бледнеет от ужаса. Пусть ей расскажет почтенный историк, как много Бандера сделал для своего народа.
Итак, в основе заболевания не лежат неверие, страсти, ущербность воспитания, недостаток знания. Проблема касается каких-то глубинных корней человеческого духа. Кого-то Господь сохранил, а кого-то нет. Кого и почему? Непонятно.
Возможно, вирус русофобии есть комплексный феномен. Сюда входят и какая-то особая немощь веры, и тайные страсти, и отпечаток воспитания, и ущербность образования, плюс идеологическая обработка. Эта гремучая смерть заквашивается особыми дрожжами – болезнью совести. Потому что если совесть не болит о грехе предательства, значит она умерла. О «сожженной совести» писал апостол Павел, и в нашу тему это словосочетание входит, как ключ в замок. Сожженная совесть, попрание многих святынь – святости общей веры, святости духовного и кровного родства - вот русофобия в украинском контексте. И политика здесь фигурирует лишь как лакмусовая бумажка духовного состояния. Как тест на беременность злом.
Может быть, все так. А может, и по-другому. Можно делать какие-то наведения, что-то предполагать, но все же до конца непонятно, что же произошло с нашими больными сродниками. Очевидно лишь то, что трагедия велика, и непостижимость трагедии делает ее еще более страшной. Ясно также, что молитва о них не должна ослабевать, и молитва о себе тоже, ибо никто из нас не застрахован от того, что произошло с ними, ведь у каждого в шкафу имеется свой скелет – свои страсти и тайные лазейки для греха. Может, через молитву Бог и откроет, что в данном случае составляет «тайну беззакония», запущенную в головах и сердцах наших соотечественников. Но на данный момент я пока еще не знаю, что случилось с этими людьми.
Сергей Комаров
Journal information