Панславизм родился как национально-освободительное движение. Возможно, даже как предтеча националистических движений в славянском мире. Причины этого лежат на поверхности. Термин «панславизм» впервые был предложен в Чехии Яном Геркелем в 1826 году. Тогда не было такого государства Чехия. Была Австрийская империя. “Народы романские и германские, некогда прославившиеся в Европе как могучие завоеватели, тысячу лет тому назад силою меча не только добились своей независимости, но и сумели всемерно обеспечить свое господство. Их государственное искусство, основывавшееся преимущественно на праве сильного, предоставляло свободу только высшим сословиям, управляло посредством привилегий. Напротив, среди славян, у которых любовь к свободе искони была тем горячее, чем слабее проявлялась у них охота к господству и завоеваниям, у которых тяга к независимости всегда препятствовала образованию высшей центральной власти, одно племя за другим с течением времени попадало в состояние зависимости.” Это все слова из Манифеста первого славянского съезда, состоявшегося в Праге в 1848 году. “Основываясь на убеждении, что могучее духовное движение настоящего времени требует нового политического творчества, и что государство должно перестроиться, если не в новых границах, то во всяком случае на новых основах, мы представили австрийскому императору, под конституционной властью которого мы в большинстве живем, проект преобразования его империи в союз равноправных народов, отдельным потребностям которых должно уделяться не меньше внимания, чем единству государства.” И в этом выражена цель. На съезде в Праге славяне не готовы были идти дальше федерации в рамках австрийской империи. Поскольку при полном отсутствии у славян каких-либо прав, и это было огромным шагом к свободе. Об образовании независимых государств и в мечтах даже не было. Вот конкретно их требования тогда: “Протестуем против произвольного разделения земель, подобно тому, какое в настоящее время замышляется в Познани; ожидаем от правительства прусского и саксонского, что они, наконец, отступятся от систематической денационализации славян в Лужицах, Познани, Восточной и Западной Пруссии; требуем от венгерского министерства, чтобы оно безотлагательно перестало прибегать к тем бесчеловечным, насильственным средствам, которые оно употребляет против славянских народов Венгрии, против сербов, хорватов, словаков и русин, и чтобы как можно скорее вполне обеспечены были принадлежащие им национальные права.” Тоесть именно защита национальных интересов славянских народов ставилась как цель. Именно этого добивался Староста первого славянского съезда Франтишек Палацкий.
Немножко дальше пошел Бакунин. Он говорил уже о независимости: “Признается независимость всех народов, составляющих славянское племя.” Правда, надо помнить, что Бакунин идеолог анархизма, вовсе отрицавшего государство. Но тут же: “Все эти народы, впрочем, состоят между собою в союзном единении. Это единение должно быть настолько тесно, что счастие или несчастие одного должно быть в то же время счастием или несчастием другого, и никто не может чувствовать себя свободным и считать себя таковым, если другие не свободны и, наоборот: притеснение одного есть притеснение другого.”
Энгельс жестко критиковал Бакунина за эти высказывания и договорился до того, что кроме поляков, русских и, самое большее, турецких славян, ни один славянский народ не имеет будущего по той простой причине, что у всех остальных славян отсутствуют необходимые исторические, географические, политические и промышленные условия самостоятельности и жизнеспособности. Как показало время, Энгельс был совершенно неправ, но в 1848 году действительно было сложно поверить, что на карте Европы появится более десятка славянских государств. К тому же Энгельсу, как немцу, еще и очень сильно не хотелось в это верить.
После поражения революции 1848 года славяне обратили свой взор на Россию, как возможного заступника. И эти надежды не оказались напрасными. Летом 1875 года в Боснии и Герцеговине началось антитурецкое восстание, затем Апрельское восстание в Болгарии весной 1876 года. В России с осени 1875 года развернулось массовое движение поддержки славянской борьбы, охватившее все общественные слои. В обществе развернулась острая дискуссия: прогрессивные круги обосновывали освободительные цели войны. На эту дискуссию наложился традиционный российский спор между славянофилами и западниками, причём первые, в лице писателя Достоевского, видели в войне выполнение особой исторической миссии русского народа, заключавшейся в сплочении вокруг России славянских народов. 12 (24) апреля 1877 Россия вступила в войну. В результате Болгария стала независимой от Турции. Хотя после этого тридцать лет (до 1908 года) независимую Болгарию кроме России никто не спешил признавать. Дальше панслависты провели славянский конгресс в Праге (1906 г.) и Софии (1910), В 1912 году для освобождения Боснии и Герцеговины от оккупации Австро-Венгрией и объединения с Сербией была создана панславистская молодежная революционная организация «Млада Босна», которой суждено было сыграть роковую роль.
Австро-Венгрия, будучи многонациональной империей, из-за внутренних межнациональных противоречий была постоянным очагом нестабильности в Европе. И противодействовала России, взявшей на себя роль защитника всех славян на Балканах, и Сербии, претендовавшей на роль объединительного центра южных славян. 28 июня 1914 года Гаврило Принцип, девятнадцатилетний боснийский серб, студент, член националистической сербской организации Млада Босна, убивает в Сараево наследника австрийского престола эрцгерцога Франца-Фердинанда и его жену Софию Хотек. Австро-Венгрия, заявив, что Сербия стояла за убийством Франца-Фердинанда, объявляет ей ультиматум, в котором требует от Сербии выполнить заведомо невыполнимые условия. Россия заявляет, что не допустит оккупации Сербии. То есть и здесь имела место славянская взаимность и преследовались националистические цели. Которые в ходе первой мировой войны были достигнуты. В результате произошло присоединение Словении, Хорватии и Славонии, Черногории к Королевству Сербия с последующим созданием Югославии. Была провозглашена независимость Польши и Чехословакии. По сути цель, провозглашенная на первом славянском съезде была достигнута. После чего славянское движение сошло на нет. И возобновилось только в 1941 году. И опять же как национально-освободительное. Потому, что к этому моменту все славянские государства были оккупированы нацистской Германией.
5 октября 1941 в Москве был создан Всеславянский комитет,
который возглавил неутомимый борец за славянское единство Александр Гундоров. В комитет входили: писатели Алексей Толстой и Александр Фадеев, сербский профессор Божидар Масларич, польская писательница Ванда Василевская, чехи - профессор Зденек Неедлы и поэт, профессор Ондра Лысогорский, украинцы: поэт Максим Рыльский, писатели Александр Корнейчук и Петро Панч, белорусские поэты Янка Купала и Якуб Колас, черногорский поэт Радуле Стивенский. Всеславянский комитет и выпускаемый им журнал “Славяне” стали центром антигитлеровского сопротивления славянских народов.
Представление о том, как советское руководство намеревалось осуществить идею славянской взаимности в послевоенный период дает высказывание И.В. Сталина на приеме, устроенном в честь Президента Чехословакии Э. Бенеша 28 марта 1945 г. Он предложил тост за новых славянофилов, которые “стоят за союз независимых славянских государств”. при этом он напомнил, что первая и вторая мировые войны развернулись и “шли на спинах славянских народов”. “Чтобы немцам не дать подняться и затеять новую войну, заявил советский лидер, - нужен союз славянских народов.”
Но этому не суждено было сбыться. Вместо этого был создан Совет экономической взаимопомощи и военно-политический блок, получивший название «Варшавский договор». Югославия стала «неприсоединившимся» государством.
Когда в конце 80-х в соцлагере разразился экономический кризис, а Горбачев начал свою перестройку, во всех славянских странах произошел всплеск национализма. Причиной этого была чрезмерная зависимость созданных структур от Москвы, что имело очень мало общего с теми принципами федерации свободных славян, которые провозглашались изначально.
Когда славяне очнулись от очаровавших их националистических речей, то увидели вокруг себя политические, экономические и духовные развалины. Начался новый, современный этап движения за славянское единство. Теперь уже это движение стало юнионистским, ставящее перед собою цели объединения славян в противовес националистическим силам, разрушившим все, что было создано славянами после второй мировой войны и в принципе из панславизма и вышедшим. Ситуация изменилась. С одной стороны имеем 14 независимых славянских государств. И, казалось бы, мечты славян осуществились, за исключением, может, Русинов и Лужицких сербов. С другой стороны, процессы глобализации создают новые реалии, где правила задают несколько экономически развитых стран, которые отнюдь не отказались от идеи мирового господства. И в одиночку против этой махины не выстоять. В результате «независимые» славяне попали под сильное влияние евроатлантизма, приводящее к ассимиляции. К насаждению чуждой славянам морали, ведущей к деградации. И натравливанию славян друг на друга. В Югославии вообще дошло до братоубийственной войны. Страну разрушили при прямом военном вмешательстве США и НАТО на стороне албанских сепаратистов. Которые свое время бежали в Югославию от албанской деспотии, а затем из исконно славянского края Косово путем этнических чисток при поддержке тех же США и НАТО изгнали коренное славянское население.
В результате манифест седьмого Пражского всеславянского Съезда, состоявшегося в год и день 150-летия первого славянского Съезда в той же Праге, почти не отличается от манифеста первого славянского съезда. В нем, в частности, говорится: “Дела и заветы первого в истории Славянского конгресса в Праге 1848 г. обязывают нас, представителей славянских народов, в новых условиях современной Европы задуматься о смысле и непреходящих ценностях славянской взаимности, которые были так убедительно проверены в ходе совместных действий в рамках антигитлеровской коалиции в годы второй мировой войны и в процессе послевоенного международного сотрудничества.
Славянские народы являются нераздельной частью современной европейской и мировой цивилизации, в которой нет избранных народов, и где каждый народ, исходя из своих исторических традиций и опыта, имеет право использовать испытанные ценности международной взаимности в интересах повышения качества жизни в каждой стране.”
Возрождение панславизма идет по следующим трем направлениям.
Первому. Научно-образовательному. В 1994 г. создана Международная ассоциация славянских ВУЗов в составе Международной ассоциации исследования и распространения славянской культуры при ЮНЕСКО. В ассоциацию вошли Россия, Украина, Беларусь, Югославия, Чехия. Ассоциация расширяется и включает новых членов и новые страны. Ассоциация организует проведение научных конференций по панславизму, привлекает к этому студенческую молодежь, содействует созданию единого образовательного пространства славянских государств в XXI веке. За 150 лет панславизм уже стал наукой.
Второму. Общественному. После пражского Съезда 1998 года состоялись: В 2001 г. 8 всеславянский съезд в Москве, а в 2005 г. 9-й съезд в Минске. 1-2 июня 2001 г. в Москве состоялся Собор славянских народов Белоруссии, России и Украины. Инициатором проведения Собора выступил спикер Госдумы РФ Геннадий Селезнев. Затем Славянский собор состоялся в Смоленске 24 июня 2002 года. Третий Славянской собор 24-25 апреля 2009 г. в Киеве. 3 октября 2009 года в Праге прошёл первый Чешско-моравский славянский съезд. Организатором съезда выступил Чешско-моравский славянский союз (ЧМСС). 12-13 ноября 2010 года в Киеве состоялся 10 –й Всеславянский съезд. Он собрал более 350 делегатов из 11 славянских стран.(140 иностранных делегатов, остальные с Украины). Съезд официально приветствовали Председатель Верховного Совета Украины Владимир Литвин и Президент Белоруссии Александр Лукашенко. Таким образом, славянское движение уже начинает получать поддержку на государственном уровне. Съезд избрал председателем Международного славянского комитета (МСК) - Николая Лавриненко. Прежний председатель Ян Минарж избран его первым заместителем. Почетным председателем МСК был вновь избран Президент Белоруссии Александр Лукашенко.
Появилось и третье направление. Политическое. Это ново для славянского движения, которое всегда существовало как общественное. В ряде стран возникли славянские партии. Первой из них была Славянская партия Украины. Создан Славянский Парламентский союз. Решение об этом было принято в Праге на 7 всеславянском съезде.. Тогда же в зале заседаний Палаты депутатов Парламента Чешской Республики состоялось его первое заседание. Второе заседание СПС прошло в марте 1999 года в Белграде в зале Союзной Скупщины Югославии, третье — в апреле 2001 года в Москве в Государственной Думе Российской Федерации. В настоящее время постоянная штаб-квартира Славянского парламентского союза находится в Минске в помещении Национального собрания Республики Беларусь. Регулярно проводятся сессии парламентского союза. Задачей союза является координация действий парламентариев славянских государств. В работе сессий принимали участие представители депутатского корпуса Чехии, Словакии, Болгарии, Сербии, Боснии и Герцеговины, Украины, Белоруссии, России, Приднестровья.
Председатель Славянской партии Александр Лузан
Литература:
1. МАНИФЕСТ СЛАВЯНСКОГО СЪЕЗДА 1848 Г. К ЕВРОПЕЙСКИМ НАРОДАМ.
2. Михаил Бакунин. Статьи по славянскому вопросу. «Основы славянской федерации». Избранные сочинения. Том III.
3. Фридрих Энгельс Демократический панславизм // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.6. С.294.
4. Славянское движение XIX-XX веков: Съезды, конгрессы, совещания, манифесты, обращения. Отв. редактор М.Ю. Досталь. М., 1998
5. Николай Кикешев. Славянское движение в СССР: 1941-1948 годы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Москва. 2008.
6. Манифест Всеславянского съезда в Праге 1998 г. к народам Европы.
Источник
Journal information