Справедливости ради следует признать, что литературно-публицистический талант у Резуна не отнять, если, конечно, свои книжки он писал сам, а не группа безвестных литературных негров. А вот как разведчик Резун себя никак не проявил. В одном из наиболее ярких своих литературных творений — повести «Аквариум» — Резун настойчиво проводит следующую мысль: в советской стратегической разведке все сотрудники, дескать, делились на две неравные группы. Одна группа — это те, кто приносит в клюве ценную информацию, почерпнутую у завербованных ими агентов. Вторая группа — все остальные. Первые — это элита, волки разведки. Они сами себе хозяева, они планируют сложнейшие многоходовые операции, им многое прощается, ибо жизнь и деятельность «Аквариума» построена по принципу «Победителей не судят». Резун открыто восторгается ими, вся его книга — это гимн матёрым разведчикам, добывающим вражеские секреты. Удел остальных — всячески им помогать и содействовать.
Но у тех, кто хорошо знал Резуна по работе в ГРУ, есть другое объяснение причины предательства. Дело в том, что Резун проявлял, мягко говоря, повышенный интерес к лицам мужского пола. На этой почве он и сошёлся с каким-то иностранцем. Иностранца, как потом выяснилось, Резуну умело подставили вражеские спецслужбы, а затем начали шантажировать. Это сейчас на такие «слабости», как нетрадиционная сексуальная ориентация, смотрят сквозь пальцы и даже находят извращенцам массу оправданий. А в «тоталитарном» СССР эти «слабости» считались преступлением и карались по соответствующей статье Уголовного кодекса. Так что, спутавшись с иностранным гомиком, Резун совершил уголовное преступление, что означало не только тюремный срок, но и конец его зарубежной карьере. Пришлось просить политического убежища в Англии. Там всегда находили и продолжают находить приют всякого рода аферисты, которым на родине светят тюремные нары. Вот и Резуна приютили.
Толку от него, как от разведчика, не было никакого, ибо к серьёзным секретам Резун отношения не имел. Зато его хлёсткое перо сослужило западной пропаганде хорошую службу. Попав на Запад, Резун быстро смекнул, какие книжки интересуют его новых хозяев, и начал писать их со скоростью света. Его концепция начала Второй мировой войны (точнее, не его, а умело им переработанная и обильно снабжённая «доказательствами») сыграла роль тяжёлой артиллерии на фронтах информационной войны, которую англосаксы вели против Советского Союза.
В СССР Владимира Резуна, капитана ГРУ, перебежавшего на Запад, заочно приговорили к расстрелу. Об этом, кстати, сам Резун не без гордости сообщал при любом удобном случае: вот, дескать, как я сумел насолить системе! За это, мол, и пострадал… Потом Борис Ельцин, став президентом, своим высочайшим указом простил скопом всех предателей и изменников, в том числе и Резуна, и ореол мученика как-то сразу померк. Позже в книжках Резуна дотошные исследователи нашли столько подтасовок, несоответствий и искажённых цитат, что померк и светлый образ Резуна-историка. А вот несветлый образ предателя никуда не делся. И, хотя приговор Военной коллегии Верховного суда Союза ССР в отношении Резуна отменён ельцинским указом, никто не отменял его законного места в истории всероссийского предательства.
Journal information